Содержание

Введение, или немного о челлендже

Стримы: софт, или как вообще начать стримить

Общие пожелания

Правила стриминга на канале

Настройка софта

Open Broadcaster Software

Настройка сцены

Настройка профиля

Кодирование

Трансляция

Видео

Расширенные

TwoRatChat

Настройка и добавление чатов

Windows и Skype

Введение, или немного о челлендже

Привет тебе, читающий данный мануал! Вероятнее всего ты решил поучаствовать в челлендже, а значит, скорее всего про него что-то слышал, а может и был на нашем сайте и вообще в курсе происходящего. Однако позволю себе коротко рассказать саму суть.

Суть происходящего такова: мы предлагаем список игровых платформ и генератор случайных чисел, который предлагает случайную игру для указанной платформы из числа всех официально выходивших на ней.

Список начинается с NES, пройдя игру на ней можно выбрать игру для следующей платформы — SNES. Прошел игру на SNES — шаг к следующей платформе, не вышло — шаг назад и новая случайная игра на NES (единственной платформе, с которой некуда «откатиться», что позволяет «рандомить» игру до выпадания удачной). И так до победного конца.

Режимы Easy, Normal и Hard отличаются набором игр — список Normal фильтруется на наличие всякой непотребщины, вроде непереведенных японских игр, для прохождения которых надо знать язык. Easy сложность подразумивает прохождение на каждой платформе одной игры из трех выпавших. Также существуют Special-челленджи по определенным платформам, суть которых сводится к прохождению N игр на одной платформе. Базовые правила таких челленджей остаются прежними.

Подробно ознакомиться с правилами челленджа можно на нашем сайте: http://myugc.ru/ (там и список платформ, и «спешлы», и бонусы, и все- все-все что относится к правилам), далее же я перейду непосредственно к технической части.

Стримы: софт, или как вообще начать стримить

Технически начать стримить не очень сложно, но есть ряд требований — большинство которых является скорее строгими рекомендациями: «очень желательно делать так».

Общие пожелания

Первое и самое сложное — крайне рекомендуется иметь Windows 7/8/8.1 в качестве операционной системы. Нет, стримить с XP тоже вполне можно, но придется забыть о комментаторах в скайпе — микшер XP ведет себя совершенно безобразно, посылая в микрофон звук игры, не давая отрегулировать громкость разных приложений — в общем ужас-ужас.

Также важно иметь скайп, так как общение стримеров происходит в основном там, там же согласуются расписание и прочие важные вещи.

Далее. Перед тем как выразить желание постримить у нас, крайне рекомендуется сделать тестовый стрим на свой канал, чтобы убедиться что весь софт правильно настроен, звук игры слышен и не перебивает голос, и общее качество стрима на уровне «смотрибельно» =). Размер стрима может быть хоть 10 минут, но важно чтобы все работало как надо.

Очень важно разобраться с настройками захвата, управлением «сценами» в софте, чтобы игра хваталась не с половиной рабочего стола впридачу, чтобы скайп не вылезал в кадр посреди стрима и т.д.

Желательно стримить в разрешении 720p или производных, главное, чтобы соотношение сторон было 16:9, т.к. таким образом в кадр помещается окно с игрой в соотношении сторон 4:3, что актуально для подавляющего большинства платформ, чат, ссылки и прочие элементы для оформления стрима.

Выражать свое желание постримить у нас нужно строго в теме: http://vk.com/topic-62651453_29913333, желательно со ссылкой на тестовый стрим.

Правила стриминга на канале

Итак, с большой вероятностью, сделав тестовый стрим и отписавшись в теме, ты попадешь к нам в конференцию в скайпе и тебе дадут стримкей. На этом этапе, если этого еще не сделал, обязательно зафолловь наш канал на твиче: http://ru.twitch.tv/iultimate_game_challengei. Сделать это надо не для праздного увеличения подписчиков, а для возможности выдать права на редактирование «дашборда» - заголовка стрима, поэтому это очень важно.

При стриме на канале необходимо:

1. Убедиться что канал свободен;

2. Запустить стрим;

3. Выбрать игру, засняв процесс выбора;

4. Если игра не рероллится сразу и принято решение играть - сменить дашборд (желательно сразу после выбора игры и уж точно до момента окончания стрима);

5. Отыграть стрим;

6. В случае перехода к другой игре остановить стрим, чтобы запись с новой игрой отрезалась от старой, и вернуться к п.2.



Крайне желательно быть готовым отстримить как минимум час, хотя бы для того чтобы было что влить на ютуб, гордо назвав «Часть Х».

Также желательно на время стрима перевести скайп в режим «не беспокоить» и закрыть/заглушить вконтакт, чтобы посторонние звукивходящих сообщений не врывались в стрим (особенно важно, если пишут часто).

Настройка софта

Open Broadcaster Software

Настройки рассмотрю на примере бесплатной программы Open Broadcaster Software: https://obsproject.com/. Для стрима мы рекомендуем использовать версию 0.625b, т.к. на более старших версиях были замечены проблемы с лагами, тормозами и сильной нагрузкой ЦП.

Настройка сцены

В ОБС используется концепция «сцен». Каждая сцена это набор различных источников, которые группируются в кадре. Нельзя вывести в стрим несколько сцен одновременно, но можно в рамках нескольких сцен скомпоновать одни и те же источники, например, по разному расположив их в кадре.

Источники можно:

1. Cоздавать внутри сцены, привязывая их к конкретной области экрана, окну или «игре» (под игрой подразумевается отдельная игра или эмулятор);

2. Включать или отключать их отображение в кадре, ставя или снимая галку в списке источников;

3. Менять их положение, нажав кнопку «Изменение сцены» (активна при запущеной трансляции ил ив режиме предпросмотра);

4. Изменять размер пропорционально и диспропорционально (клавиша Shift);

5. Обрезать до нужного размера (клавиша Alt).

UGC - Настройка OBS
В простейшем случае для стрима достаточно одной сцены с одним источником - эмулятором/игрой, однако желательно сделать 2 дополнительные сцены, вынеся в них картинку-заглушку, которую можно использовать при настройке эмулятора или необходимости произвести манипуляции, которые не должны попасть в эфир, а также область захвата браузера со страницей выбора игры.

Замечу, что несколько включенных источников располагаются в кадре слоями и могут перекрывать друг друга. Источник, находящийся в списке первым, будет на переднем плане. Поэтому если есть желание расположить захват эмулятора и браузера в рамках одной сцены, стоит проследить, чтобы окно браузера захватывалось источником более «высоким» (на скриншоте можно наблюдать именно такое положение дел).

Также важно понимать, что при захвате «игры» ее нельзя случайно перекрыть какими-либо окнами. То есть если эмулятор окажется перекрыт случайно развернувшимся на весь экран скайпом — в кадр скайп не попадет. В случае же захвата окна эмулятора как окна — фактически захватывается определенная область экрана, и если поверх этой области появится что-то лишнее — оно попадет в стрим. Поэтому рекомендуется эмулятор захватывать как игру и отключать на сцене ненужные захваты окон, на месте которых может что-то неожиданно всплыть.

И последнее, что хочется упомянуть говоря о сцене — выделив источник и нажав CTRL+F можно центрировать и растянуть его на весь кадр, пожалуй, самая нужная функция =).

Настройка профиля

Профиль ОБС является набором настроек кодирования, таких как разрешение захвата, битрейты потока и т.п.

Зайдя в настройки, мы сразу увидим имя текущего профиля. Внеся изменение в имя, можно или просто переименовать профиль, или создать копию с указанным новым именем. Это очень удобно, если хочется создать несколько профилей стриминга на один канал, но с разными параметрами под разные задачи, например: для стриминга с эмулятора NES – с низким битрейтом и разрешением, и с эмулятора PS1 – с чуть лучшим качеством.
UGC - Настройка OBS

Кодирование

В разделе кодирование необходимо убедиться, что снята галка «CBR (постоянный битрейт)», в противном случае исходящий канал при стриминге рискует быть загруженным не по делу. Качество ставим 10. Максимальный битрейт для стриминга с эмуляторов старых платформ можно выставить в 1000 kbps - это верхняя планка, при переменном битрейте реальная скорость будет ниже. Если исходящий интернет совсем уныл, можно снизить скорость до 800 или 600 килобит в секунду, дальнейшее снижение скорее всего приведет к размыливанию изображения.
UGC - Настройка OBS

Трансляция

При трансляции нужно:

1. Выбрать севис вещания CyberGame.TV

2. Выбрать сервер RU Origin (он выставляется по-умолчанию)
(для тестовой трансляции на твич нужно выбрать сервис Twitch.TV, сервера - Франкфурт или Лондон)

3. Ввести стрим-кей (наш имеет вид: iultimate_game_challengei?key=xxxxxxxxxx, им мы поделимся в скайпе :))

4. Убедиться, что стоит галка автопереключения

5. Если пара-тройка свободных гигабайт на харде - выставить галку "Сохранить в файл" и указать место для сохранения локальной записи стрима

UGC - Настройка OBS

Видео

На этой вкладке сразу стоит выставить 60 кадров в секунду — это позволит избежать эффекта пропадания персонажей во многих играх, где использовалось частое мигание при дамаге. Повышение фреймрейта неизбежно ведет к увеличению скорости потока, поэтому данное правило не универсально и иногда лучше оставить фреймрейт в 32-35 fps.

Масштабирование лучше оставить выключенным.

Разрешение необходимо ставить в соотношении сторон 16:9. Желательное разрешение должно быть от 1024х576 до 1280х720.

Данное соотношение сторон идеально подходит для стрима, т.к. в данном случае на экране стрима помещается игра в соотношении 4:3, чат, ссылки и другие элементы оформления.

При выборе разрешения стоит учитывать необходимость захватить браузер при выборе игры, поэтому разрешение само по себе не должно быть слишком низким.
UGC - Настройка OBS

Расширенные

Тут стоит убедиться что

1. Стоит галка многопоточной оптимирации,

2. Предустановка x264 CPU - не быстрее veryfast (сказывается на качестве картинки в угоду скорости кодирования),

3. Профиль кодирования - high

4. Интервал ключевых кадров - 2

UGC - Настройка OBS

TwoRatChat

Так как мы стримим на несколько каналов (Twitch, Cybergame, Sc2tv) есть необходимость следить сразу на несколькими чатами. Для того чтобы было удобней мониторить все чаты сразу нужно использовать программу для мультичата TwoRatChat by Oxlamon: http://oxlamon.com/pubarea/publish.htm.

Настройка и добавление чатов

Для начала чтобы добавить нужный нам чат необходимо создать чат-контейнер выбрав пункт «add chat container». Далее необходимо нажать на "молнию", в открывшемся окне выбираем три интересующих нас сервиса: Sc2tv, Cybergame и Twich TV. Чаты нужно добавлять по очереди.

Настройки для чатов будут выглядеть следующим образом:
UGC - Настройка OBS
ВНИМАНИЕ! НЕ НУЖНО СОЗДАВАТЬ ОТДЕЛЬНЫЙ КОНТЕЙНЕР ДЛЯ КАЖДОГО ЧАТА.

Для того чтобы чат читабельно отображался на стриме нужно выставить размер шрифта (Font Size) на ≈ 15–17,5.

Чтобы захватить чат «окном» для стрима в настройках необходимо убрать галочку с пункта «Enable overlay mode» и перезагрузить TwoRatChat, в противном случае чат будет отображаться как черное окно.

Windows и Skype

Особых настроек сама по себе винда не требует. Обычно требуется подкутить только микшер (вызывается правой мышкой по иконке регулятора громкости), например если я пускаю в стриме фоновую музыку из онлайн-плеера, то выставляю громкость браузера на 7-10%, чтобы она не глушила голос:
UGC - Настройка OBS
Также у меня стоит усиление микрофона на +20, с этим значением, при стриме с комментаторами, я со скайпом звучим примерно одинаково по громкости
UGC - Настройка OBS
Там же стоят такие настройки:
UGC - Настройка OBS
А вот в скайпе обязательно стоит отключить автоматическую настройку микрафона! UGC - Настройка OBS